?

Log in

Клуб Любовницы Шута [entries|archive|friends|userinfo]
Клуб Любовницы Шута

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

(no subject) [Jun. 18th, 2010|01:38 pm]
Клуб Любовницы Шута

hekel_and_jekel
[Current Music |The Glitch Mob - Bad Wings | Powered by Last.fm]

Link5 comments|Leave a comment

Трикстеры в литературе. [Apr. 19th, 2010|10:45 pm]
Клуб Любовницы Шута
cutie_raccoon
В рамках домашней работы по психологии чтения я тут создала библиографию - собрание всех книг, героями которых являются трикстеры, со всех эпох, от мифов и до Макса Фрая.

В интернете подборка выложена по этой ссылке:

http://www.livelib.ru/selection/515

Надеюсь, вам понравится!
Link9 comments|Leave a comment

Новое юнгианское сообщество [Apr. 7th, 2010|03:05 am]
Клуб Любовницы Шута

lana_taiges
  Дорогие любовницы Шута и сочувствующие!

Приглашаю вас в новое сообщество, посвященное учению К.Г. Юнга и всестороннему обсуждению его идей: jungiana 

Сообщество посвящено всестороннему обсуждению учения К.Г. Юнга. Его творчество оказало влияние не только на становление современной психологической науки и практики, но также нашло широкое отражение в философии, культурологии, искусстве и эзотерике. Мы приглашаем к общению всех, кому интересны самые разные аспекты юнгианства в современной жизни.
Будем рады поговорить о шутах, шутессах, трикстерах... и не только... :)
LinkLeave a comment

Стихотворение В. Высоцкого [Jan. 6th, 2010|02:15 pm]
Клуб Любовницы Шута

artemka_
[Tags|]

Шут был вор: он воровал минуты...Collapse )
Link3 comments|Leave a comment

фотосъемка [Dec. 3rd, 2009|12:22 pm]
Клуб Любовницы Шута

_arhon_
ищу шапки шутов, чем больше, тем лучше. Все это нужно для фотосъемки, может у кого есть и может одолжить на пару дней. А результат потом могу тут и показать. Идея родилась не давно, но очень зацепила, потому, думаю, что на данной сессии не остановлюсь и будет еще, у кого есть желание, можно поговорить и что-то придумать. ) Территориально, я в Санкт-Петербурге. Спасибо.
Link1 comment|Leave a comment

Стихотворение Изюбрь [Oct. 8th, 2009|02:13 pm]
Клуб Любовницы Шута

artemka_
...И если Богу нужны артисты, танцоры, клоуны и шуты, паяцы в шапочках золотистых, то это, ясно же, я и ты...
LinkLeave a comment

The Fool, как разработанный персонаж. [Oct. 7th, 2009|09:42 pm]
Клуб Любовницы Шута

dr_shinigami
[Tags|]
[Current Mood |awake]
[Current Music |Oomph! ~ Kill Me Again]

По долгу служб, образований и образу жизни часто "пасусь" на ресурсах, выставляющих рисунки.
Нашла сегодня там совершенно дивного Шута; разработка персонажа и прорисовка чрезвычайно бодрят.
Клик по рисунку выведет на остаток галереи автора: там уже не по теме, но есть, чем поживиться.))

Link3 comments|Leave a comment

Дурак в русских волшебных сказках [Jul. 28th, 2009|09:27 pm]
Клуб Любовницы Шута

gald
Очень рада обнаружив данное сообщество
Вношу  часть лепты  - кусок моей статьи  "Явление Дурака в России". Надеюсь, он поможет увидеть фигуру шута в большей исторической перспективе. А вятичам  - гордиться, что их приверженность языческим корням нашла свое отражение в русском фольклоре

Я предлагаю рассмотреть русские сказки о дураках. Эти сказки можно разделить на два крупных блока: волшебные сказки и бытовые. Начнем с более древнего слоя – волшебных сказок.

Чем выделяется дурак волшебной сказки?

1. Он сопливый - «Лежит на печи, сопли на кулак наматывает». Это напоминает нам о запрете умывания, вываливания в грязи, который был частью церемонии при инициации[1]. 2. Основное время лежит и спит

3. В отличие от братьев – не боится общаться с мертвыми (ночевка на могилах)

4. Награждается волшебным помощником (конек-горбунок, гусли-самогуды и проч.)

5. Его надо просить не меньше трех раз, чтобы он исполнил какую-либо просьбу

6. Обладает невероятной (нечеловеческой) силой

 

Все эти характеристики указывают на особую сущность дурака, как писал Пропп «Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются»[i]. В сказках дурак – это герой, который может, используя связь с потусторонним миром, выполнить неразрешимые задачи. Иван идет в места недоступные простым смертным и добывает волшебных животных (свинка – золотая щетинка) или царевен (Василиса - Прекрасная). Отдает всех волшебных животных старшим зятьям за отрезанный палец сначала на руке, потом на ноге, а затем за ремень со спины. Весь этот мотив сразу отсылает нас к инициации мальчиков в охотничьих племенах. И именно Иван- дурак наказывает смертью либо изгнанием за тот обман, которые совершают зятья ( по сути обман при инициации) .

Дурак в волшебных сказках не безумен и не глуп, он «другой». Его можно скорее отнести к измененной уже в христианской цивилизации фигуре язычника, шамана, который позиционируется теперь как дурак. Например, в цикле «По щучьему веленью» две сказки говорят об Емеле –дураке [ii], а третья, говорит о бедном мужике, который «молился с утра до вечера» и за это бог послал щука, которая дала ему возможность исполнять свои желания[iii]. В этой сказке нарицание «дурак» исчезает, шаманские корни окончательно стираются и переходят в богобоязненность.

О языческих корнях фигуры дурака говорит сказка «Дурак и береза»[iv]. Суть очень простая: дурак привязывает к березе быка, которого ночью съедают волки. Поступок, по мнению братьев, дурацкий. Но награждение в духе язычества. Жертвоприношения дает дураку горшок с золотом, которые разбойники в трухлявой березе спрятали. Таких сказок о «глупых» жертвоприношениях довольно много, и все они заканчиваются достатком. Так в сказке «Иванушка-дурачек» герой относит братьям еду - и по дороге кормит тень, кормит воронов на купленном столе, солит реку, одевает на обгорелые пни – горшки, выпускает пиво. Братья после его проделок пытаются утопить дурака, но он всех обманывает. Братья топят купца, и затем сами отправляются за ним следом, так как дурак обещает, что в реке им выдадут лошадей[v]. Обман более умных братьев, как повторяющийся мотив, важен не только тем, что как говорил Мелетинский, здесь мы видим «идеализацию социально обездоленного», борьбу против узурпации общинной собственности старшими братьями.[vi] Мне кажется, что не маловажную роль здесь играет то, что братья знают о сакральной связи дурака с мертвым миром, и обман заключается не в том, что вот они, такие идиоты, не сообразили, что в реке коней не дают. Они знают, что через посредничество дурака мертвые дать могут, но дурак обманывает тем, что становится посредником только на словах. Он прекращает быть шаманом, он становится шутом. Для сравнения можно привести целый цикл сказок с близким сюжетом, где Иван-дурак уже не упоминается, а говорится именно у шуте, который обманывает попа или барина[vii] таким же способом. Мы еще рассмотрим это перерождение шамана в шута отдельно.

 С точки зрения взаимоотношения фигуры «язычника» и дурака» интересно рассмотреть огромный цикл побасенок и анекдотов о вятских и пошехонских мужиках. Вот одна из них:

МОСКВА-ВЯТКА[viii]

Вот вятские мужики захотели посмотреть Москву. Запрягли коня и поехали. Дорога плохая. Завечерело. Остановились на дороге переночевать. Выпрягли коней, подвязали кверху оглобли. А в это время шел солдат из Москвы со службы в Вят­скую губернию. Спрашивает: «Вы куда едете?» —«В Москву. А ты куда едешь?» Солдат тут сметил, в чем дело, тоже говорит: «Иду в Москву».

Ну, легли спать, мужики уснули. Солдат взял да завернул телегу оглоблями назад. Думает: «Чем идти пешком, лучше доеду на коне». А идти пешком надо было целый день.

Вот мужики утром встали, запрягли коня, поехали, и солдат с ними. Едут, видят: а перед ними Вятска губерния. И говорят: «Посмотри, кум, Москва-то матка как наша Вятка». Смотрит один из них, идет баба с ведрами по воду. Вот он говорит: «Кум, посмотри, вон баба идет и похожа точь-в-точь на твою».

Таких историй именно о вятичах довольно много в русском фольклоре. Естественен вопрос, почему и как складывается у того или иного народа эта локализация дураков именно в каком-то одном месте (например, Хелм в еврейском фольклоре). Приведенная история «Москва-Вятка» довольно поздняя. Вятка получила свое название лишь в 1781 году, до этого город назывался Хлынов, а губерния из-за реке Вятки, Вятской. Мне представляется, что в устной традиции произошли определенные смешения, которые и породили локализацию дураков в Вятке.

Вятичи, в русской летописной традиции существовали задолго до города Вятки, как восточнославянское племя, жившее в бассейне р. Оки. К XI в. вятичи с юга заселили бассейн Москвы-реки и непосредственно территорию современной Москвы. Именно у этого племени дольше других держалось язычество, и они защищали его оружием еще при Владимире Мономахе.[ix] Самое имя "вятичей " исчезает в письменных памятниках в XIII в.

Сам город Вятка, а точнее, Хлынов, также имеет довольно «звучную» историю возникновения по нашей тематике. В 1174 г. партия новгородцев, может быть, ушкуйников, по Волге вошла в Каму, на берегу которой осела; отсюда часть их пошла вверх по Каме, вошла в р. Вятку, на правом берегу которой увидели на высокой горе городок, окруженный глубоким рвом и валом; городок понравился новгородцам, и они овладели им в 1181 г. Городок назывался Болванским, может быть, от бывшего там капища, как предполагает Карамзин, а новгородцы назвали его Никулициным и поставили в нем Борисоглебскую церковь. Впоследствии разбившиеся на партии новгородцы соединились и поставили город Хлынов (Вятку).

Думается, в устной традиции языческие племена вятичей, Болванский городок на месте Хлынова и породили локализацию простофиль и дураков в Вятке, которая и по сию пору имеет одинаковый процент дураков с другими крупными городами. Но это просто ведь скучная статистика, а сказки говорят о другом.

КАК ВЯТСКИЕ ЦАРИЦУ ПОЗДРАВИЛИ[x]

Пришли вятские поздравлять в Москву царицу с именинами. Принесли ковер, бросили ковер под ноги царице и говорят:

—Царица! Будь здорова, как корова, богата, как земля, и плодовита, как свинья!

 

Эта осмеянная формула вятских мужиков, на самом деле обычное ритуальное приветствие на свадьбу. И вятские мужики и Иван-дурак в волшебной сказки, фигуры, которые стоят ближе к языческому миру и отсюда позиционируются как дураки.

Итак, языческая фигура трикстера в русских волшебных сказках доходит до нас в виде осмеиваемой, но загадочной фигуры шамана Ивана-дурака, которая постепенно нивелируется в плута и шута. Трикстер распадается на множество ипостасей.



[1]Ремарка для психологов – есть прелестная сказка «Сопливый козел», где женихом младшей дочери царя становится это волшебное животное: «Сопли у него бегут, слюни текут, а бедняжка то и дело платочком утирает, не брезгует». Именно это принятие дает царевне богатство, а после того, как она сжигает козлиную шкуру, и красавца-мужа. Чем не тема для семейной психотерапии по сказкам. Только не забудьте взять сказку о царевне-лягушки. Целовал ли ее Иван?

 



[i] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки СПб, 1996, С. 80

[ii] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.1,С. 409 - 410

[iii] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.1,С. 411 - 414

[iv] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.3,С. 198 - 199

[v] Библиотека Русского Фольклора том.3. № 535 С.414-417

[vi] Е.М. Мелетинский Герой волшебной сказки. М.-СПб. 2005

[vii] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.3,С.186-195 Шут

[viii] Библиотека Русского Фольклора том.3. Сказка №517 стр.388

 

[ix] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; ст. в "Орловских

Епархиальных Ведомостях" за 1865 г., №№ 17, 22 и 24: "Материалы для истории

Орловского края". http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/024/24294.htm

[x] Русская бытовая сказка. Сказка № 271 стр.467

 

Link3 comments|Leave a comment

Книга о трикстерах - ТРЮКАЧ. ЛИЦЕДЕЙ. ИГРОК. [Sep. 23rd, 2009|08:04 pm]
Клуб Любовницы Шута

as_gavrilova
Вышло в свет второе издание книги Д.А.Гаврилова - "ТРЮКАЧ. ЛИЦЕДЕЙ. ИГРОК. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре".



В книге рассматривается роль трюкача и лицедея на материале некоторых мифов, фольклорных и литературных текстов ряда индоевропейских и азиатских народов. Особое внимание уделено особенностям Трикстера как культурного героя при смене социально-культурных эпох и мировоззренческих парадигм. Рекомендуется студентам, аспирантам, научным работникам по специальностям: философия культуры, этнопсихология, религиоведение.

Информация о первом издании (2006 года):
"Трикстер. Лицедей в евроазиатской фольклоре"
Издательство: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006 г.
Мягкая обложка, 240 стр.
ISBN 5-902168-72-4
Тираж: 1000 экз.
Книга была издана при кафедре Истории социально-политических учений философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

Купить книгу можно в том числе через интернет:
http://omstore.ru/trjukach-licedej-igrok-p-8722.html

Подробности о первом издании можно прочитать здесь: http://community.livejournal.com/sever_veter/8070.html
Link1 comment|Leave a comment

Первое, русскоязычное сообщество, посвященное Джорджу Бернарду Шоу. [Sep. 16th, 2009|11:33 am]
Клуб Любовницы Шута
tumba_tunel


Только открылось. Присоединяйтесь!


конечно, если хотите...
LinkLeave a comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]